СМОТРИТЕ, КТО УШЁЛ!..
На интернет-сайте В.А. Кекелева я однажды прочитал афоризм: «Чтобы стать знаменитым, порой требуется одно мгновение, а на то, чтобы остаться никому не известным, уходит вся жизнь». И почему-то сразу мне вспомнился поэт Николай Михин. До момента вступления в Российский Межрегиональный союз писателей (РМСП) он свыше десяти лет стучался в двери Союза писателей (СП) России, подавал документы – и получал от ворот поворот: ну, нет хороших стихов у автора шестнадцати книг! Превозмогая откровенное издевательство тогдашнего председателя приёмной комиссии Санкт-Петербургского отделения СП России Бориса Орлова (не к культуре будет упомянут!), Николай Сергеевич издавал очередную книгу, выпускал «Избранное», но всё тщетно.
Вступив в РМСП в числе первых его членов, Николай Михин проявил немалую активность, вошёл в Правление союза писателей и занял вакантное место ведущего «Дискуссионных литературных чтений». На протяжении нескольких лет он собирал альманахи, редактировал произведения авторов РМСП, участвовал в конкурсах, продолжал выпускать собственные авторские сборники. Однако – вот досада! – его авторитет как поэта нисколько не вырос за время пребывания в союзе писателей. Книги Н. Михина становились год от года всё хуже, и даже те, кого он «привёл» в РМСП, не слишком-то стремились превознести своего благодетеля. Имя Михина часто звучало в контексте его руководящих постов, но не в контексте поэзии. В итоге кавалер золотой Пушкинской медали «За сохранение традиций в русской литературе» не смог пережить собственную «невесомость» в РМСП и спустя 15 лет снова пошёл на поклон в Союз писателей России к тому же Борису Орлову. Собственного достоинства – кот наплакал!
Эта во многом поучительная история побудила меня задуматься: кто и с какой целью приходит в союз писателей и почему выходит из него? Чего ожидают от РМСП авторы, вскормленные многолетним посещением СП СССР, в начале 1990-х годов распавшегося на два непримиримых противоборствующих лагеря: СП России и Союз писателей Санкт-Петербурга? Сразу уточню, что в РМСП из СП Санкт-Петербурга вступили считанные единицы, так как этот союз писателей – весьма закрытый, ориентированный на национальную еврейскую диаспору. Поэтому я уделю внимание только тем, кто пришёл в РМСП из «сферы влияния» Санкт-Петербургского отделения СП России.
Первый председатель секции прозы РМСП Герман Ионин долгое время воспринимался в СП России как «зануда», поскольку его «шибко умные» речи резко выделялись на фоне среднестатистического невежества. В РМСП профессор Ионин получил возможность проявить себя, но, впрочем, понял это слишком буквально. На каждом заседании его «счастливые» участники вместо обсуждения творчества выступавших авторов вынуждены были выслушивать 40-минутные литературоведческие опусы своего руководителя… Секция, посвящённая творчеству самого Германа Николаевича, длилась шесть (!) часов, до полного изнеможения участников этого незабываемого события… Естественно, через год Правление РМСП вынуждено было отстранить Г. Ионина от руководства секцией. Этого Герман Николаевич «не перенёс» – и вышел из рядов РМСП.
Таким образом, первой причиной вступления в союз писателей следует назвать нереализованные амбиции, долгое время находившиеся под гнётом презрения коллег по перу. Эти амбиции могут, как видим, сыграть злую шутку с их обладателем.
Другой не менее трагической причиной вступления в РМСП было желание некоторых писателей создать собственный клан по образу и подобию кланов СП России: «православного», «коммунистического» и других. Насмотревшись на слаженную работу по взаимному возвеличиванию «сгрудившихся» бездарностей, некоторые члены РМСП решили: я тоже так хочу! Наиболее яркими примерами подобных «кланоделов» могут служить поэтесса Алина Мальцева и прозаик Георгий Чепик.
Правда, после трёх лет пребывания в РМСП Алина Матвеевна поняла тщетность попыток создать и возглавить «языческий» клан – и вернулась в СП России в 2002 году. Зато Георгий Степанович практически довёл секцию прозы до состояния личной вотчины. Если для страдающего манией величия Владимира Маяковского всё же существовали достойные собеседники («Я и Ленин», «Я и Солнце»), то Чепик остался со своим Я в болезненном одиночестве: «Я на секции: Я и Я же!». В конце концов он самозвано объявил себя руководителем всего союза писателей и вознамерился принимать присягу у некоторых авторов РМСП на верность своему клану. В то же время он мог часами, забыв о чести гражданина и офицера, выклянчивать разнообразные блага и награды в Правлении Российского Межрегионального союза писателей
Надо отдать должное членам РМСП: Чепику не «присягнул» ни один писатель. Ныне исключённый из РМСП, Георгий Чепик ходит в «шестёрках» у Бориса Орлова и, подобно Николаю Михину, влился в отряд пресмыкающихся: охаивает бывших союзников, сделавших выбор в пользу настоящей культуры, против клановой серости.
Третьей причиной вступления в союз писателей следует назвать желание авторов получить привилегии советского писателя. И не имеет значения, что СССР приказал долго жить, – вынь да положь стипендии, поездки по стране, дачи и дома отдыха!.. Кое-кто из писателей так и не понял, что льготы исчезли вместе с Советским Союзом, а обладание писательским билетом не гарантирует принадлежности к литературе. К такому вот льготно-стипендиальному «корыту» надеялся прильнуть поэт Станислав Буров.
Ещё до создания РМСП я в качестве гостя участвовал в работе выездного съезда СП России в Лисьем Носу, под Санкт-Петербургом. Гостевал на этом съезде и С. Буров. Меня неприятно удивила тогда его фраза, сказанная одному из руководителей СП России Вячеславу Кузнецову: «Если меня не примут с союз, я перестану писать стихи». Для Бурова изначально статус «члена» значил больше, чем вдохновение.
И вот – долгожданный писательский билет! А вместе с ним и разочарование: дачи разворованы, стипендии – смехотворны, командировки по стране накрылись медным тазом. И во всём этом виноваты не прежние руководители СП СССР, а… нынешнее руководство РМСП! Это оно недостаточно ценит великих писателей, даже не явилось на свадьбу С. Бурова и поэтессы из РМСП Аллы Благиревой. Поэта-молодожёна нисколько не смутил тот факт, что не далее как за пару месяцев до того ушла из жизни Люба – горячо любимая супруга С. Бурова, и в писательской газете были помещены поминальные стихи безутешного поэта-мужа… А через месяц он стал требовать, чтобы в газете «Русь» его поздравили с женитьбой на А. Благиревой. Получив отказ, разобиженный С. Буров вместе с А. Благиревой торжественно покинули ряды РМСП (иначе не назовёшь это ритуальное действие на заседании секции поэзии). Что ж, муж и жена – одна… поэтическая семья.
Быть может, мои слова прозвучат парадоксально, но основной причиной ухода из союза писателей является высокий творческий уровень РМСП. С момента создания в 1998 году численный состав РМСП увеличился примерно до 300 авторов. Но самое главное – существенно возрос качественный уровень авторов. И те, кто вступил в РМСП в начале его существования, должны были постоянно совершенствоваться, а не почивать на лаврах, чтобы не оказаться в числе «аутсайдеров». Однако некоторые авторы пришли в союз писателей именно как в лавровую опочивальню. Ярким примером такого «венценосца» является поэт Игорь Деордиев.
Он быстро занял руководящие посты заместителя председателя Правления РМСП и ведущего «Дискуссионных литературных чтений», получил первую вновь учреждённую литературную премию «Созидатель» по итогам 2002 года (двадцать тысяч рублей), был награждён золотой Пушкинской медалью, его освободили от уплаты членских взносов как малоимущего писателя, избрали членом-корреспондентом Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина, наградили медалью вышеуказанного научного учреждения. При этом он в основном был оценён в качестве критика; поэзия же И. Деордиева не была принята писателями. Трижды выступал Игорь Трифонович на секции поэзии – и всякий раз его творчество принимали всё более негативно. И дело, пожалуй, не в том, что автор полностью исписался. Драма И. Деордиева и ему подобных – в самоуспокоенности и самовлюблённости, в отсутствии жажды творческого развития. А кто не совершенствуется, тот деградирует. Любая критика воспринимается Игорем Деордиевым как происки «бездарей» и «пидеров».
И. Деордиев не выдержал творческого соревнования и, по существу, предав РМСП, сбежал в другую писательскую организацию, где требования к авторам на порядок ниже. Полагаю, что Игорь Деордиев предал и лично председателя Правления РМСП Евгения Павловича Раевского.
По большому счёту, именно творческая несостоятельность подвигла не только И. Деордиева, но и Н. Михина, Г. Ионина, А. Мальцеву, Г. Чепика, С. Бурова, А. Благиреву искать обходные пути увеличения собственной значимости.
Но неужели эти авторы не понимают никчёмности любовного романа с «резиновой куклой» тщеславия, не осознают опасности возвеличивания себя в искусстве, а не искусства в себе? Ответ на этот вопрос дал Сенека: «Почему человек не признаётся в своих пороках? Потому, что он всё ещё погружен в них. Это всё равно, что требовать от спящего человека рассказать его сон».
От себя лично пожелаю названным в статье авторам «проснуться» и, пока ещё не поздно, взглянуть на себя со стороны культуры, а не с позиций собственного псевдовеличия. Признать свою нынешнюю несостоятельность, и тем самым сделать первый шаг к спасению творческой личности – весьма нелегко, но возможно.