БЕЛОЕ НА ЧЁРНЫЙ ДЕНЬ
Впервые за последние 50 лет город на Неве, объявленный Президентом России культурной столицей нашей Родины, берётся за издание крупной поэтической антологии. Берётся в подтверждение своего нового статуса – осмелюсь утверждать, что с выходом первого сборника антологии «Петербург» заканчивается провинциальная поэтическая судьба великого города.
Ангел на обложке сборника одинаково оберегает как уже признанных поэтов, так и менее известных широкому читателю, но всех их роднит ощущение внутренней независимости. «Для верлибра требуется раскрепощённость – его не связывают путы рифмы, определённость метрики… Белые стихи сборника можно отнести к городской поэзии, философской и лирической, сродни белым ночам, в которых тоже есть что-то мистическое, недосказанное…» – говорит Сергей Арно в своём предисловии к поэзии.
Чем же, прежде всего, привлекателен для читателя сборник «Белое на чёрный день»?
Во-первых, авторы сборника не «дуют в одну дуду», их творчество очень разнообразно при общем высоком поэтическом уровне. Острые одностишия Дмитрия Киршина соседствуют со словесным кружевом Валерия Земских. Отточенная краткость Арсена Мирзаева – и здесь же поэма Андрея Головина с вычурной, изысканной рифмовкой. Одинаково немногословны Дмитрий Григорьев и Софья Дубовская, но их не перепутаешь и самой призрачной белой ночью.
Во-вторых, налицо разнообразие поэтических приёмов, поиск новых путей развития формы стиха. Здесь следует выделить палиндромы Александра Смира и хоккототемы Сергея Николаева с авторскими рисунками.
В-третьих, тихо рухнул мужской миф о женской поэзии как о поэзии второго сорта. Несомненным украшением сборника являются стихи Юлии Андреевой с их ритмической упругостью и выверенностью, нежное стихотворение в прозе Александры Плит, поэтические камеи Александры Дюк:
Дама, за которую пьют,
Может не пить.
Дамы, за которую пьют,
Может не быть
И в помине.
Пью за ваше поэтическое здоровье, прекрасные петербургские поэтессы!
Нужно особо отметить превосходные иллюстрации художника Егора Барбазанова, дополняющие и усиливающие впечатление от Петербурга в преддверии наступления белых ночей.
В «Белое на чёрный день» сознательно не включены стихотворения, написанные на злобу дня, поскольку лишь добрый, созидающий дар принадлежит культуре. Но многие мысли сборника актуальны для души, близки вечным чувствам и переживаниям человека.
«В Москву! В Москву!» – стонали чеховские сёстры. Думаю, близок тот час, когда российский читатель устремит взор не на Москву, а на Петербург. Потому что именно здесь – центр притяжения современной литературы. Потому что нас много и все мы талантливы.
«Белое на чёрный день» – символ нового самоощущения Санкт-Петербурга, явление глубоко знаковое. Согласитесь, куда как приятнее проснуться в культурной столице России, а не «на шкуре неубитого медведя в обманном городе-бастарде самозванце».