О СБОРНИКАХ ПОЭТИЧЕСКОЙ АНТОЛОГИИ «ПЕТЕРБУРГ»
Антология «Петербург» создаётся к 300-летию основания Санкт-Петербурга и охватывает весь спектр петербургской поэзии. Имена Глеба Горбовского, Сергея Давыдова, Надежды Поляковой, Олега Чупрова, Вадима Шефнера широко известны в России. Однако ангел на обложке каждого сборника одинаково оберегает как уже признанных поэтов, так и менее известных широкому кругу читателей.
Редакционный совет антологии привержен идее приоритета культурных ценностей, нравственного, духовного начала. Вражда, злоба, разрушение – противоречат объединительной миссии подлинной культуры.
В 1999–2000 годах вышли из печати пять книг антологии «Петербург»: «Белое на чёрный день» (верлибры и нетрадиционная поэзия), «Меридианы славы» (стихи о море), «Светлица» (петербургские поэтессы), «Свидание» (любовная лирика) и «С чужого голоса» (пародии).
Полностью готов к изданию сборник стихов поэтов-фронтовиков «Крещённые огнём». Однако без финансовой помощи выход этого яркого, сильнейшего сборника (составитель Д.А. Дадаев), к сожалению, невозможен.
Готовятся к изданию также пять сборников стихов для детей разного возраста.
«МЕРИДИАНЫ СЛАВЫ»
(Составители: С.Н. Буров, Н.С. Михин)
В сборник вошли стихи авторов, так или иначе связанных с морем. Отсюда – разнообразие стихов, широта и глубина творческого осмысления морской темы.
По-особому видит океан капитан дальнего плавания, старейший автор сборника Александр Алексеев-Гай:
Опять необозримость океана
Да пенный след у судна по пятам.
На мостике помощник капитана
Поймать звезду старается в секстан.
Совсем другое настроение в стихах Станислава Бурова:
Я не романтик, идущий в Атлантику,
Я просто моряк, влюблённый в романтику!
Пророчески звучат строки Алексея Лебедева, написанные перед его последним боевым выходом в море:
А если сын родится вскоре,
Ему одна стезя и цель,
Ему одна дорога – море,
Моя могила и купель.
Вот уже три столетия Россия принадлежит к числу морских держав. Многие стихи сборника посвящены историческим баталиям с участием Российского флота. Но слава флота не исчерпывается ратными подвигами. Открытие новых земель, их освоение, налаживание государственных и торговых связей – задачи вполне мирные, но не менее важные, чем ведение боевых действий.
«СВИДАНИЕ»
(Составитель – Ю.И. Андреева)
Татьяна ТИМОФЕЕВА
* * *
Не зови меня колокольчиком –
Так один уже называл.
И ходил вокруг важным кочетом,
А потом лепестки склевал.
Отзвонила цветочка звонница,
Сникла маковкой до земли.
Оглушают теперь околицу
Лишь кукушки да глухари.
Эти неслухи бестолковые
Слушать только себя хотят,
А в ночи мотыльки бедовые
Бойко крылышками стучат.
Над густыми сочными травами
Беспокойно они снуют.
Тронут цветики – всё забава им –
Звон серебряный разольют.
Колокольчики, что не склёваны,
Не поникшие на траву,
Те, что бабочками целованы,
Ни один из вас не сорву…
Не зови меня колокольчиком…
Олег ЧУПРОВ
* * *
Устал от стрессов
и страстей,
Но не поеду в глушь лесную…
А не позвать ли мне гостей,
Найдя ту книжку записную?
Потом – устроить пир в дому,
И обольщать,
и обольщаться!
Потом – остаться одному,
Чтоб одиноким
не остаться…
Александра ДЮК
* * *
Тихие переулочки
Всем площадям взамен.
Я не была Снегурочкой,
Я не была Кармен.
Всё ли решать смелому? –
Будущее случайно…
Я равнодушна к белому –
Что мне наряд венчальный?..
Лев АЛЕКСЕЕВ
* * *
Как обещал, все письма сжёг твои,
В огонь бросая их без сожаленья.
Сгорели клятвы, слёзы, откровенья,
Но не любовь – в них не было любви!
Евгений РАЕВСКИЙ
Любовь моя – волшебное дитя…
Любовь моя – волшебное дитя,
Не рань меня, я чист и беззащитен,
Щади крест мой, собой заполоня,
Он на твоей теперь сияет нити.
Не рви, молю, чарующей струны,
Святой, но воспалённой от печали,
Мы вечны, как бы нас ни разлучали
Удары пустоты и тишины.
Вот голос мой, вот слёзы, вот душа,
В залог возьми, как истину, как волю.
Ты, впечатляясь лестью миража,
Меня ввергаешь в страх грядущей боли…
И вне тебя и в нежности с тобой
Не вытерпеть любви святую боль.
«БЕЛОЕ НА ЧЁРНЫЙ ДЕНЬ»
(Составитель – Ю.И. Андреева)
Авторов данного сборника роднит раскрепощённость, ощущение внутренней независимости. «Белые стихи сборника можно отнести к городской поэзии, философской и лирической, сродни белым ночам, в которых тоже есть что-то мистическое, недосказанное…» – говорит Сергей Арно в своём предисловии к этой книге.
Чем же, прежде всего, привлекателен для читателя сборник «Белое на чёрный день»?
Во-первых, авторы не «дуют в одну дуду», их творчество очень разнообразно при общем высоком поэтическом уровне. Поэма Андрея Головина с вычурной, изысканной рифмовкой – и здесь же отточенная краткость Дмитрия Григорьева:
Я ехал к тебе так быстро,
что встречные пчёлы
изрешетили меня, как пули…
Только пыльца и мёд
остались в моём сердце.
Налицо разнообразие поэтических приёмов, поиск новых путей развития формы стиха. Здесь следует выделить палиндромы Александра Смира и хоккототемы Сергея Николаева с авторскими рисунками.
Во-вторых, тихо рухнул мужской миф о женской поэзии как о поэзии второго сорта. Несомненным украшением сборника являются поэтические камеи Александры Дюк, стихи Юлии Андреевой с их ритмической упругостью, нежное стихотворение в прозе Александры Плит.
Нужно особо отметить превосходные иллюстрации художника Егора Барбазанова, дополняющие и усиливающие впечатление от Петербурга в преддверии наступления белых ночей.
«СВЕТЛИЦА»
(Составитель – Н.А. Чудинова)
Сборник приглашает читателей посетить высшее литературное общество, в котором присутствуют исключительно женщины-поэтессы. Однако авторы не склонны в один голос твердить «о своём, о женском». Напротив, три цикла сборника разнообразны и многоплановы.
Петербургский цикл украшает стихотворение Надежды Поляковой, увидевшей наш город в тот момент,
Когда он, призрачней, чем Китеж,
В туманном инее плывёт.
О своей душе, о мироощущении своей современницы говорит Елена Жабинковская:
Существую, в мечтах не витая, –
От забот не поднять головы.
Здравствуй, рыбка моя золотая,
Все моря позамёрзли, увы.
Боль за Россию, но и надежда на скорое преображение Родины звучит в стихотворении Галины Гампер:
Русь златоглава, ярмарочна Русь,
Плывёт сквозь синеву хрустальный гусь,
Цветут купчихи, как луга в июле.
Кустодиевский праздник бытия,
Бубенчатая родина моя.
Как вовремя, как славно мы уснули.
В «Светлице» практически нет стихов, написанных на злобу дня. Но многие из них остро современны, актуальны для души, близки вечным чувствам и переживаниям человека.
«В Москву! В Москву!» – стонали чеховские сёстры. Думаю, близок тот час, когда российский читатель устремит взор не на Москву, а на Санкт-Петербург. Потому что именно здесь – центр притяжения современной литературы. Потому что нас много и все мы талантливы.
«С ЧУЖОГО ГОЛОСА»
(Составитель – Н.С. Михин)
Наталия ПОТАПОВА
Любовь поэта
Она с замызганной авоською
Заявится с похмелья к вам…
…И вас обдаст такой сивухой,
Одарит чудом «с потолка».
…Кобылу эту приручу
И там, в хлеву, прикрыв овчиною,
Любви кобылу научу!
Адриан Протопопов
С лицом, опухшим от загулов
За миллионы долгих лет,
Пришла ко мне любовь, вздохнула:
«Ну, принимай меня, поэт».
Вошла с синюшенным загаром:
«Ну, что, мужик, поллитру правь!
Я буду спать с тобой задаром,
А ты жильё мне предоставь».
Как посмотрела! Словно рубль
Мне подарила за уют.
И вовремя – горят ведь трубы…
Но в одиночку страсть не пьют.
В родном хлеву, раскинув ватник,
Я чувствую себя конём.
Любовь-кобыла ржёт: «Развратник,
Хлев не спали своим огнём!»
Ах, лишь она мне вровень пара.
Как я учил её в стогу!..
С тех пор воняет перегаром,
Никак проветрить не могу.
Сергей ДАВЫДОВ
Горе мне
Так я дать тебе хотела…
Олег Тарутин
Никогда так не хотела,
подкатило, просто жуть!
На колени даже села
и потрогала чуть-чуть…
Горе мне, ведь мы не спелись –
неприступный, как скала,
был ты, как железный Феликс…
Я в слезах домой пошла.
Только вышла, вижу – краля
и букетик на груди:
– Здесь живёт Тарутин Аля?
– О, иди к нему, иди!
Эдуард ЛОПАТА
Уши любимой
– Как я порой бываю не права! –
– О чём ты? – Он молчит. –
О чём? – Целует.
Молчит и смотрит. Час проходит, два –
По волосам проводит. В ухо дует.
Виктор Коркия
Сидим вдвоём, к чему слова?
Мы смотрим, как летает муха,
И целый час, а может два
Любимая мне дует в ухо.
И так молчим в теченье дня –
Лишь дуновенье дорогое.
Замёрзло ухо у меня,
И я подставил ей другое.
Слеза скатилась по усам,
И обострилось чувство слуха.
А к вечеру уже я сам
Моей любимой дунул в ухо.
Сонеты дунул в её честь
О том, как породнились души.
Но до конца не смог прочесть –
Завяли у любимой уши.