О КНИГЕ АНАТОЛИЯ НАЗИРОВА «ГАЛЕРЕЯ»
Скажу без лишнего вступления и вполне категорично: книга Анатолия Назирова «Галерея» – не просто состоялась, но удалась.
Название книги в полной мере отражает принцип её построения – это, действительно, галерея образов, тем, интонаций, мыслей, открытых читателю через сердце поэта. Для того чтобы понять и прочувствовать стихи Анатолия Назирова, требуется сосредоточенная работа души – а это верный признак присутствия подлинной литературы. Здесь речь не идёт о конструктивистских смысловых нагромождениях, требующих для своего понимания почти научного изучения стихов. Читатель также не найдёт в книге авангардной зауми. Однако налицо владение автором современным литературным языком, где есть место и аллитерации, и изысканной рифме, и сложному оригинальному образу:
«Посудить пособи, Господи,
О себе, как об особи.
Не родился, не рос в цепи,
Душу вёз, как обоз в степи.
И летят дни мои россыпью
И то яд, а то росы пьют…»
Выскажу не вполне «литературоведческое» суждение: стихи Анатолия Назирова содержательны. Автор знает, что хочет сказать, и умеет выразить мысль ярко, оригинально. В стихах удивительным образом сочетаются философичность и страстность:
«Сейчас нечаянно играй
Моей потерею сознанья,
Играй у двери мирозданья,
Открытой в рай».
Или:
«Юная рыжая дама по имени осень
Робко стучала рукою в перчатке златой».
Порой автор ищет внутренний смысл слова, и на этом пути рождаются подлинные удачи:
«Согласно Гегелю, у горя
Внутри свечение другое:
Как молчаливость при укоре.
Как реагировать на горе?
Как на предгорье,
Когда подняться надо в гору».
Вопреки распространённому клише о существовании городской, крестьянской, духовной, светской и ещё бог знает какой поэзии в отдельности, Анатолий Назиров своим творчеством доказывает примитивность подобного разделения. В лермонтовской традиции и в то же время свежо, по-новому звучат строки о природе:
«В зной душа набросить тучу-шаль
На литые небеса готова».
Минимум сто тысяч мужчин писали о женщине. Назиров сумел не повториться и в этой теме, написав стихотворение «Блаженства суть яви, открой…», или вот такие строки о глубинном противоречии жизни:
«Чувства стылые смятым букетом
Перестали в себе ворошить».
А как замечательно – образно и иронично – сказано о простом городском фонаре:
«Он плотно закусил куском сырого мрака
И делится теперь с весёлою зарёй…
Бродяги фонари, меж ними вышла драка –
Кто вспомнит о заре, тому и глаз долой».
В небольшой по размеру, но ёмкой по мысли поэме «Пульс Мира» автор противопоставляет мудрую силу духа разрушительному духу силы. Назиров обличает невежество тех, в чьих руках сосредоточена атомная военная мощь. Здесь нет «уценённого» пацифизма, рисования куриной лапки, обведённой в кружочек. Поэма – выражение нравственной гражданской позиции, своего рода призыв: «Да не перестанет биться Пульс Мира!»
Умение найти нужные слова вообще является отличительной чертой Анатолия Назирова, а значит, перед нами – книга настоящего поэта. Желаю автору не останавливаться на достигнутом, а читателю – почаще обращаться к книге «Галерея», не лениться читать и перечитывать настоящую литературу.