НУЖНА ЛИ РОССИИ ЛИТЕРАТУРА?
(Открытое письмо Губернатору Санкт-Петербурга
В.И. Матвиенко)
Уважаемая Валентина Ивановна!
Прошу Вас прочитать это открытое письмо не как очередную жалобу писателей, но в качестве небольшого аналитического обзора и выводов, а также предложений по изменению к лучшему нынешней нетерпимой ситуации с писательскими союзами Санкт-Петербурга.
Ещё пару десятилетий назад вопрос, вынесенный в заголовок этого открытого письма, сочли бы чисто риторическим. Возможно ли, чтобы страна Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского, Цветаевой, Чехова, Есенина, Пастернака потеряла интерес к настоящей литературе?! Увы, в начале XXI века ответом на вопрос: «Нужна ли России литература?» – звучит презрительное: «Нет!».
Это «Нет!» часто звучит в СМИ, невзирая на то, что многими своими делами нынешняя власть объективно способствует укреплению России. Общество словно бы забыло: сохранение русского языка является не менее обязательным условием существования целостного государства, чем совершенствование Вооруженных Сил. Настоящая литература – средство объединения страны, а не блажь писателей.
Несомненно, главная причина общего упадка писательского дела в России – смена общественного строя. В условиях новой капиталистической формации у серьёзной литературы, особенно у поэзии, отсутствует потенциал для коммерческого успеха. Литература в принципе не предназначена для извлечения прибыли или вымогательства. Поэтому совсем не случайно в развитых капиталистических странах поэзия практически умерла.
Падению интереса к серьёзной литературе в значительной мере способствует политика большинства телеканалов и других СМИ по «понижению планки» духовного развития людей, формированию «идеального потребителя». Например, поэзия с телеэкрана практически не звучит, на Петербургском радио фактически уничтожен радиотеатр, созданный в свое время З.В. Давыдовой.
В 1990-е годы неоценимую помощь разрушителям русской литературы оказали… писательские организации, выросшие на обломках Союза писателей СССР. Изначально одни из них сформировались якобы под идеологическими знамёнами новой демократии, другие поднимали знамёна сохранения коммунистического строя. Однако практически сразу выяснилось, что единый СП СССР «испорчен» отнюдь не «идеологическим вопросом», а разделом собственности: городской недвижимости, дачного и санаторного хозяйства. В Ленинграде, пожалуй, первым пострадал Дом писателей на Шпалерной улице – в 1990 году его подожгли сразу в нескольких местах (в количестве даже большем, чем в своё время Рейхстаг).
Ни для кого не является секретом, что, помимо декларируемых идеологических причин раскола СП СССР, одним из скрытых факторов создания новых союзов писателей стало национальное обособление. И если в начале 1990-х годов образование СП Санкт-Петербурга было воспринято как естественная инициатива писателей, тяготеющих к еврейской диаспоре, то в наши дни подобное писательское образование воспринимается как пережиток застойного времени, когда ущемлялись права советских граждан еврейской национальности. Объективно любой союз, отстаивающий интересы писателей только одной национальности и «в упор не видящий» всех остальных (будь то «еврейский» или «исконно русский»), льёт воду на мельницу разрушителей литературы. Союз писателей – «никем не признанный и никого не признающий» – это ли не формула самодовольной «особости», разъединения культуры России?
Валентина Ивановна! В конце 2004 года Вы, к сожалению, приняли участие в мероприятии, организованном Санкт-Петербургским отделением СП России и СП Санкт-Петербурга, которое проводилось под видом создания ассоциации писательских союзов Санкт-Петербурга. Напомню, что именно эти две из пяти действующих городских писательских организаций были хозяйствующими субъектами, «не поделившими» сгоревший Дом писателей. Прошло немало времени, а воз и ныне там – не зарегистрирован даже устав ассоциации. Тянутся бесконечные распри, публикуются коллективные письма протеста, идут подковёрные бои за руководящие должности. А интересы писателей здесь как будто ни при чём! Осмелюсь заявить: эти «объединители» Ваш авторитет Губернатора просто использовали в нечистоплотной борьбе за «место у корыта» – и ещё не раз попытаются использовать, если Вы будете иметь дело с ними.
А с кем же предлагается иметь дело? Прежде всего и только с теми, кто не участвовал в постыдным дележе СП СССР. Вполне понятно, что городской власти удобно взаимодействовать с некой единой писательской структурой. Но в эту структуру должны войти те, кто работает на благо неделимой великой русской литературы, а не те, кто исповедует обособленность и национальное чванство.
При создании ассоциации писательских организаций Санкт-Петербурга необходимо ввести запрет на занятие руководящих должностей для всех, кто привёл к развалу СП СССР, а ныне занимается стравливанием писателей. Особенно это относится к нынешнему председателю Правления Санкт-Петербургского отделения СП России Б.А. Орлову и его ближайшим соратникам. Процесс объединения писателей станет реальностью только тогда, когда у его истоков будут стоять люди, радеющие за литературу, а не за клановость и круговую поруку.
Российский Межрегиональный союз писателей готов выступить инициатором реального объединения петербургских писателей. Образованный в 1998 году, РМСП последовательно и эффективно работает на приумножение славы русской литературы.
Писатели Санкт-Петербурга благодарны городской власти и лично Вам, Валентина Ивановна, за то, что ежегодно выделяется 500 тысяч рублей на проведение праздника поэзии в Ледовом дворце. Однако, при всём уважении к данной инициативе, вынужден констатировать, что подобное «точечное» финансирование используется его нынешними организаторами не столько в целях популяризации и поднятия престижа писательского труда, сколько в качестве разовой подачки тщеславным литераторам, жаждущим на 5 минут оккупировать большую сцену (неважно чего). Как и в случае с созданием ассоциации писательских союзов, Вашим авторитетом и поддержкой прикрываются писательские функционеры, далёкие от интересов русской литературы.
На те же 500 тысяч рублей можно, например, издать уже практически собранную антологию «Три века петербургской поэзии», что будет на порядок более ценным вкладом в популяризацию творчества петербургских писателей.
В России в последние годы выработана стратегия развития во многих областях, реализуются национальные проекты, программа поддержки профессионального спорта. В Санкт-Петербурге активно развивается городская промышленность, ведётся обширное строительство и реконструкция. Но для деятелей культуры, в частности для писателей, ситуация меняется, пожалуй, в худшую сторону.
Несомненно, нужно вкладывать средства в реконструкцию и возведение стадионов. Однако, думая о теле, не следует забывать о главном – о душе. Иначе Санкт-Петербург превратится из культурной столицы России в футбольную или, например, в пивную. И это вовсе не преувеличение, а реальность нашего времени. Если встать у входа в Эрмитаж, можно увидеть три рекламы пивоваренной компании «Балтика» и ни одного упоминания о том, что составляет действительную гордость великого города на Неве.