НЕ ОТ МИРА СЕГО
16 марта 2004 года на 38-м году жизни трагически погибла поэтесса Наталия Филиппова.
Они не созданы для мира,
И мир был создан не для них.
М.Ю. Лермонтов
С жизнью можно совладать, свыкнуться, наконец, приспособиться к ней. К смерти привыкнуть невозможно. И хотя пред Богом все равны, но уход из жизни человека во цвете лет воспринимается вдвойне остро, трагически.
Не стало Наталии Владимировны Филипповой – прекрасной поэтессы, художницы, тонкой, нежной и светлой женщины. Она едва перешагнула, казалось бы, миновала роковой для поэта рубеж – 37 лет. Но… у каждого своё роковое число.
Детальный разбор поэзии Н. Филипповой – дело не нынешнего времени, я не стану отнимать хлеб у литературоведов. Поделюсь своими впечатлениями от её стихов, составляющих неразрывное целое с личностью и судьбой поэтессы.
Даже в самих названиях её книг – «Паутинка», «Старушка-веснушка» – ласкательные, уменьшительные формы слов. Но в самих книгах нет и тени сентиментальности, авторского кокетства, пустых надсоновских страданий, в них – прозрачность изначального детского восприятия мира.
Чистые чувства, не искажённые наслоениями «взрослой» жизни, составляют ткань всей поэзии Натальи Филипповой. На мой взгляд, особенно ярко лучшие качества поэтессы отразились в стихах для детей.
Вот «Кошкин рай»:
Крыша из сосиски,
Пол из рыбных блюд,
И сметану в миске
Мыши подают!
А как позвать дождевого червяка?
Кошка отзывается на «кис-кис-кис»,
Собака отзывается на свист, свист, свист.
Вы скажите мне, позвать как, как, как,
Чтобы отозвался дождевой червяк?
Кап, кап, кап!
Любовь и богатая фантазия – два качества, обязательные для написания настоящих стихов для детей, – в полной мере присущи Наталии Филипповой. За кажущейся наивностью и простотой поэтических образов – чуткое понимание детского мироощущения.
В третьей, ещё не вышедшей книге «Радуга в снегу» значительно расширился диапазон тем, богаче палитра чувств. Появляются боль и печаль, страдание и сострадание. Но не утрачивается божественная изначальность всего сущего, – просто к светлой гамме добавляются аккорды преодоления себя, своих страхов, неуверенности, неустроенности. Стихи Наталии Филипповой не «разбились о быт». Им свойственно качество, присущее настоящей поэзии, – пронзительность, сквозное звучание тонкой, высокой струны в общей музыке строф.
Как больно, что книга «Радуга в снегу» будет называться посмертной!.. Читатель станет искать в ней признаки трагической развязки, знамения, предчувствия. А мне бы хотелось, чтобы он обратил внимание на лиричность, поэтический талант, слияние земного и небесного в стихах Наталии Филипповой.
Вынесенные в качестве эпиграфа лермонтовские строки говорят о людях не от мира сего. Но не о кликушах и юродивых, а о глубоких личностях, для которых внутренний мир важнее мира внешнего. Внешний мир вытолкнул из себя Наталию Филиппову – жизнь тела окончена.
Жизнь стихов продолжается, внутренний мир поэтессы пролился светом чистоты, нежности и любви, многие годы он будет проникать в сердца читателей, обращающихся к поэзии Наталии Филипповой.
А Жизнь души – вечна.