Дмитрий Николаевич Киршин

писатель, учёный, общественный деятель

11 сентября 2013 года.

Заседание № 254 секции поэзии РМСП в концертном зале Санкт-Петербургского Мемориального музея-квартиры Н.А. Римского-Корсакова.

Ведущий заседания – Д.Н. Киршин.
Присутствовал 81 человек.

Председатель Правления РМСП Е.П. Раевский вручил Александру Дольскому высшую литературную награду РМСП – орден «Звезда Пушкина» и диплом почётного члена Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина. Награды и дипломы также были вручены видным деятелям культуры России: Г.М. Иманову и А.П. Кашкарову.

В обсуждении творчества Александра Дольского приняли участие члены РМСП Сергей Волгин, Александр Богданович, Ирина Кулешова, Елена Покровская, Валентина Федорова, Борис Бланков, Наталья Сорокина, Евгений Раевский, Дмитрий Киршин, один гость секции поэзии, всего – 10 человек.

Александр ДОЛЬСКИЙ
(Санкт-Петербург)


*  *  *

Нам преподносит день ветра и тучи,
а ночь несёт бессонницу и страх.
Нас жизнь терять, не удивляться, учит,
и входит к нам тревога, как сестра.

И всё яснее виден каждый случай
переплетением законов, и пора
их перевоплощенья, и летучий
предвосхищений свет, и опытов игра.

И вот однажды в думах ежечасных
находишь смысл уже прожитых дней,
становится до удивленья ясно,
что цель – не мудрость, а дорога к ней,

И с кем поделишься добром и злом,
когда Харон подаст тебе весло.

Звёздный брат

Я знаю, есть в глубинах мирозданья
такая же свеча из темноты,
такое же неловкое страданье,
такие же неяркие мечты.
За многие пространства и парсеки,
что не исчислить цифрою земной,
похожие на близких человеки
с участием беседуют со мной.

И слышат мои медленные строки,
подносят света аспидный бокал.
Он льётся на меня от звёзд высоких,
как всенощный спасительный хорал.
Нас заключил один безмерный атом…
И наших дней зеркальное вино
разлито между мной и звёздным братом
без времени – недавно ли, давно?..
Он там горюет обо мне, а я пою
о нём тоску невнятную мою.

И любим мы одну и ту же оба,
но не всегда предмет в душе храним.
Моя любовь – его вражда и злоба,
я, зная путь, всегда иду за ним.
Когда в моей груди заноза боли –
не вскинуть рук, плечом не повести,
на красном поле, полужив от воли,
он птицу Феникс кормит из горсти.

И так зеркальны наши дни и лица,
как мир по обе стороны нуля.
Когда я умираю – он родится,
когда исчезнет он – воскресну я.
Среди чужих людей и века злого,
среди дымов и мелочной войны
я знаю – есть в мирах далёких слово
и сердце, что ко мне обращены.
И начинаю понимать в итоге,
что это я, но отражённый в Боге.

*  *  *

Как май застенчиво и нежно
касается сердечных струн,
позабывая опыт прежний
и все законы звёзд и лун.
Смотрю на юных и счастливых
и вспоминаю – сколько лет
их ждут приливы и отливы
простейших радостей и бед.
В ограде скромного жилища
сосредоточены миры.
Хлеб, яблоко и книга – пища.
Любовь – конец простой игры.
Дрова – основа для раздумий,
поскольку в них огонь и дым.
Нагаданное на роду мне –
перо. И груз бумажный с ним.
Вселенная моих детей
и свод прекрасный их затей.

Сонет разлуки

Как несправедливо мы судим,
как горько жалеем потом…
Уходят любимые люди.
Пустеют и сердце, и дом.

Неважно, что было причиной.
Иные их ждут города…
Но это ещё не кручина,
уходят порой в никуда.

И это уже невозвратно…
Не то, что, мол, где-то живёт
и пишет нам неаккуратно.

Он воздух, вода, небосвод –
вот чем он вернулся обратно,
как будто его кто-то ждёт.

*  *  *

Прошлое будет, как я говорил, там, где трава и песок…
Чёрный голубь среди могил клюнет в белый висок.
Но этого мало. Рука и крест (вспомни), как в той ночи,
вбиты ветром в дома невест выше, чем кирпичи.
И этого тоже мало. Друг друга предаст в тоске.
Будет ночь и ночной испуг чёрным сучком в доске.
И станет гнить голова страны, и тело её, и хвост…
И до той стороны Луны фараоны построят мост…
И снова явится мой Христос, слабый среди зверья…
И будет мор и невольный пост. И выживем ты и я.
Я наблюдал непростой процесс, не ожидая врачей,
пули, выйдя из тел принцесс, вошли в глаза палачей,
и восставали стихи из огня, и из вина – виноград,
и в зеркалах московского дня виден был Петроград.
Долго, долго сжимал Сатана в объятьях любви страну.
И нарожала ему жена Водку, Войну и Шпану.
Но прошлое выйдет, как я говорил, через тюремную щель
туда, где Лики под сенью Крыл, где слышится виолончель.

Две вины

Осталось несколько шагов,
чтоб нам из наших одиночеств
шагнуть в миры иных пророчеств
и стать умней своих врагов.
Осталось несколько слогов,
произнесённых тихо очень,
чтоб языков не помнить прочих
красивых, умных языков.

Остался только жест один,
уже давно забытый нами –
прижаться зябкими плечами.
Как этот жест необходим!..
И две души – как две вины,
две необжитые пустыни,
где не построены святыни,
хотя мосты все сожжены.

Осталась только жизнь одна
из двух соединённых вместе…
Да будет так, и к нашей чести
иная будет нам страшна.
Осталось, это всё осталось –
и жизнь одна, и звук шагов,
и жест, и несколько слогов,
но не любовь… Такая малость.

Март. Сумерки

Как в сумерки красив весенний синий снег!
Стальные облака краснеют по краям…
Ты, Время, не спеши, останови свой бег,
из дальнего окна доносится рояль…

И пальцы, спотыкаясь в музыке своей,
не вытянут никак логическую нить.
Прекрасней всех поёт бездушный соловей…
А сколько нужно мук, чтоб руки с сердцем слить!

Всё ближе, всё точней мелодии канва,
наверно, от повторов клавиши болят…
А мне всё веселей, светлеет голова,
и музыка цветёт, как вешние поля.

Вот тремоло дрожит, как жаворонка трель,
качаются леса аккордами ветров.
А вот капелью нот запричитал апрель,
и стелются дымы в низинах от костров.

У каждой жизни есть мелодия одна –
её берут у тех, кто музыкой богат,
и учат много лет без отдыха и сна,
но сочинить свою труднее во сто крат.

*  *  *

До печали, которая и в Книге Книг
не прописана выше – иначе б сожгла,
я познал этот мир, этот век, этот миг,
эти души и эти тела.

Это скопище мяса в активной возне,
в ритмах рока, соитья, стрельбы –
вызывает всё явственней чувство во мне.
Я не здешний. Я всё позабыл.

А теперь вспоминаю. Прекрасных Миров
я виновный и сосланный сын.
Узнаю здесь туманы, цветы и коров,
и плывущий вверху апельсин.

Я не ведал, как тихо мы сердцем поём,
как негромко рыдает оно.
И оставили шрамы на сердце моём
Россия, Любовь и вино.

Ухожу без дорог по траве и золе.
О, мой Бог, замолил я грехи,
потому что оставил на этой Земле
Россию, Любовь и стихи.

*  *  *

Всё, что построено, истратится и рухнет.
В небытие уходит каждый день и вечер.
А снадобье, что от унынья лечит,
готовится на авестийской кухне.

Но паче чаянья явился нищий духом,
зороастрийские бессильны разносолы.
Лишь имена, предметы и глаголы
воспринимаются прозрачным детским слухом.

И рабская душа влипает в Веру,
аки пчела в янтарный нежный мёд,
полуневнятные акафисты поёт,
возносит взгляд и бьёт челом не в меру.

И этого достаточно в итоге,
чтоб в буднях Царствие Его обресть.
Для умников слаба Благая Весть
и неуютно им в божественном чертоге.

Но мудрость, что сама есть промысел Творца,
из Книги Бытия читает до конца.

*  *  *

Июнь, как из почвы – из мая ростком
стреляет в зелёные выси
и смотрит на мир изумрудным глазком,
неопытен и легкомыслен.

Он в первые дни не поймёт, кто он сам –
земля или ветер и травы…
Но птицы безумной оравой
«Июнь народился!» – кричат небесам.

И суть атмосферы, земли и воды
опять к превращеньям готова.
Земля и Вода – воплощают труды,
а Воздух – прозрачное слово.

Огонь объявляется светом, и Не
становится – Да, растворяясь в вине
сонета и музыки кроны,
шуршащей песком на морском берегу.
И я эту данность в себе берегу,
как принц – неизбежность короны.

Публикуется по буклету: «Заседание № 254 секции поэзии РМСП. Александр Дольский. СПб., 2013». Составление и компьютерное оформление буклета – Д.Н. Киршин

Предыдущий буклет <Все заседания> Заседание № 255