Дмитрий Николаевич Киршин

писатель, учёный, общественный деятель

28 октября 2009 года.

Заседание № 183 секции поэзии РМСП в концертном зале Санкт-Петербургского Мемориального музея-квартиры Н.А. Римского-Корсакова.

Ведущий заседания – Д.Н. Киршин.
Присутствовало 47 человек.

В обсуждении творчества Ульяны Трухановой приняли участие члены РМСП Нина Кузнецова-Белова, Виталий Севрюгин, Анатолий Мохорев, Татьяна Непорада, Наталия Потапова, Марина Ермошкина, Александр Бестужев, Вера Соловьёва, Виталий Летушев, Лора Кутузова, Сергей Волгин, Татьяна Крыжановская, Валентина Фёдорова, Евгений Раевский, Дмитрий Киршин, один гость секции поэзии, всего – 16 человек.

Ульяна ТРУХАНОВА
(Вологда)


Memoria. Точки пересечения

Иногда пути пересекаются –
Почему-то мы не смотрим под ноги…
Не рискуем повстречаться взглядами
И признать созвучие в молчаниях.
Я к тебе сегодня – но не каяться,
Я с тобой сегодня – но свободная,
Не души меня чужими правдами –
Я боюсь разбиться об отчаянье.
Подержи меня немного за руку,
Я так долго шла за снегопадами.
Я больна. Усталостью, непрочностью
И безумной верой в невозможное…
Ведь любовь моя тебе – не даром ли?
Ведь душа моя с тобой – не рядом ли?
Пусть моё больное Одиночество
Подождёт снаружи – не тревожь его.
Лучше сделай вид, что не торопишься –
Мне так нравится себя обманывать:
Иногда надежды делят поровну,
Взгляд во взгляде тонет отражением…
На листе бумаги память – прописью,
На латыни. Выстрадана – заново.
Страшно сделать шаг на ветер – в сторону
С точки нашего пересечения.
Страшно думать, будто всё, что прожито –
Пустота – ни писем, ни свидетелей…
Острый грифель разрывает плотную
Белую бумагу – и ломается…
Я пишу тебе сегодня – в прошлое.
Я приду к тебе сегодня – встретишь ли?
Почему-то мы не смотрим под ноги.
Иногда пути пересекаются.

*  *  *

Ищи мой след в набухших пузырьках
Пружинистых, нахохлившихся почек,
Ищи в бороздках линий на руках…
Мой ломаный, почти что детский почерк
Стечёт чернильно с кончика пера,
Прошьёт страницу сбивчивым пунктиром…
Я подарю тебе бескрайность мира
В пульсирующем зёрнышке добра.
Почувствуй мой солоноватый вкус,
Прильнув губами к родниковой стыни –
Впиши моё таинственное имя
В свою незавершённую строку,
Как будто бы нечаянно впиши,
Приняв мою дождливую природу –
Я для тебя – в любое время года,
От корня – и до донышка души.
Пусть лопнет кокон… Главное – дождись,
Я – смелая, я выберусь на воздух!
И ты расскажешь мне, чем дышат звёзды
И первые апрельские дожди;
Я протяну тебе свою ладонь
Открытую, как шёлковые крылья
У бабочек, летящих на огонь,
Твоей звенящей, беззаботной силе
Я посвящу свою весну – владей
Моей неосмотрительной любовью,
А завтра… Завтра пусть само собою
Напишется… кругами на воде.

Memento mori

Помни о смерти… От шелеста ткани,
Стука тревожного сердца не скрыться.
Голос, пульсируя, бьётся в гортани,
В памяти – сны, отражения, лица…

Гаснет свеча. Растекаются тени,
Чьи-то шаги замирают за дверью…
Руки, сплетаясь, обнимут колени,
Губы прошепчут: «Не верить, не верить

В тёмный чужой силуэт за спиною…»
Что это? Чьё-то дыхание? Ветер?
Скрип патефонной иглы за стеною
Выронит жалобно: «Помни о смерти,

Помни…» Прервать это липкое время,
Как и молчание, кажется грубым.
Руки сильнее сжимают колени,
Слёзы въедаются в бледные губы.

Что это? Боль? Помутненье рассудка?
Просто слова не по правилам стиля?
Жизнь – это чья-то жестокая шутка,
Чья-то насмешка над нашим бессильем.

Чья-то… Но помни: нас могут услышать,
Стены молчат, но молчат лишь до срока.
Помнить о смерти? Но ты ещё дышишь
Шелестом листьев, ласкающих стёкла…

Взгляд в потолок – и ни крика, ни стона,
В бледной ладони – горсть пепла и пыли…
Только проплачет игла патефона:
«Помни о смерти…» Но разве мы жили?

*  *  *

А я могла бы жить в твоих глазах…
На самом дне, где прячется душа
От чужаков, могла бы течь в тебе,
По руслам вен, дышать с тобою поровну…
Но ты точнее стрелки на часах:
Ты никогда не ускоряешь шаг
И никогда не замедляешь бег
По циферблату выцветшего Города.
Ты слишком недоступен для меня,
Ты выше неба и острее слов…
Идти к тебе запутанной тропой,
Которая всё вьётся – да не кончится.
А я могла бы – знаешь? – променять
Постельные тона спокойных снов
На вечную бессонницу с тобой…
Но ты до боли любишь одиночество.
Ты никогда не зажигаешь свет,
Давно привыкнув к обществу теней.
Приходишь в семь. На тумбочку ключи
Кладёшь – и замираешь на мгновение…
Мне кажется, что ты не человек,
Но ты живёшь – так яростно – во мне,
Я слышу, как ты дышишь – и молчишь,
И чувствую твоё сердцебиение.
И я бегу, ломаясь пополам,
И путается ветер в волосах,
А сердце наливается свинцом,
Немеют пальцы, звонкие от холода…
А я могла бы… если бы могла.
Но ты точнее стрелки на часах.
И я опять ищу твоё лицо.
Я заблудилась в лабиринте Города.

*  *  *

Ты сидишь на окне – то ли тень, то ли ворон,
Холоднее металла, острее печали…
Ты такой же, как я – обездушено-чёрен,
Нас когда-то с тобой по ошибке венчали.

Мы ступали по пеплу – беззвучно и мягко,
Взявшись за руки, скованы общим обетом.
Было больно идти и бессмысленно плакать,
Возвращаться до срока – дурная примета.

Падал снег – то ли на подвенечное платье,
Или, может, на саван… И не было света.
Я дрожала растерянно в колких объятьях
Обжигающего беспокойного ветра.

Помню жадную сосредоточенность взглядов…
То ли люди стояли вокруг, то ли волки?
Мне сказали, что я тебя знала когда-то –
Жизнь? Минуту назад? Мы брели по осколкам

Чьих-то тайных миров, безымянных открытий…
Ты сжимал мою руку – а я не решалась
Посмотреть на тебя… Так боялась увидеть
Пустоту, от которой сама разрушалась.

А потом было дикое майское утро,
Солнце липко и сладко стекало по шторам.
Я как будто проснулась. Но только как будто.
Ты сидишь на окне – то ли смерть, то ли ворон…

*  *  *

Затерянные в серости предснежья,
Захлёбываясь в горечи предзимья,
Мы дожигали плачущие свечи;
Горячий воск стекал по хрусталю
Иллюзией уюта. Наша нежность
Казалась лишней. Город будто вымер.
Никто из нас не верил в эту встречу,
Никто не ждал ответного «Люблю».

В куб комнаты врисовывали взглядом
Нелепый, невозможный пятый угол,
Бежали от назойливой печали
Дождя – в свою, домашнюю печаль.
И страшно вспоминать, как, сидя рядом,
Мы не умели чувствовать друг друга,
Как громко и пронзительно молчали,
Привыкнув в одиночестве молчать.

Мы не держались за руки, чужие –
И близкие – мы кутались плотнее
В два разных безразмерных одеяла,
В бездушное, тяжёлое тепло.
Минуты шли. Мы бесполезно жили.
И мне казалось: осени виднее,
Кому дарить ноябрьское начало,
Кого вписать в ноябрьский эпилог.

А утром выпал снег – седой и белый.
И небо стало шире и огромней.
И самый первый, самый чистый иней
Нарисовал узоры на стекле.
Мы не прощались. Скрипнула несмело
В прихожей дверь. И мне б тебя не помнить,
Но почему-то каждое предзимье
Я жду тебя. Как прежде. На Земле.

*  *  *

Янтарное…
Тёплый кокон в топлёное молоко
Стекает, как капля мёда –
весеннее солнце в небе.
А губы сочатся соком
и пенящейся строкой,
Горячим, тугим аккордом
струится упругий стебель
мелодии…
Вверх, по струнам!
Безжалостно-нежно гнёт
И плавит живую мякоть
ладоней и пальцев – воска…
Здесь что-то почти безумное –
в переплетенье нот,
И хочется даже плакать…
А может, смеяться?
Просто
Как будто смешались чувства,
и как-то не по себе
От странного буйства спектра
на бледном листе бумаги…
А впрочем, неважно… Плюсом ли,
минусом стать – разбег –
И самый упрямый вектор
изящно изогнут в знаке
Вопроса…
А может, это
упруго змеится ткань
По телу – и на пол… шелест…
спадает засохшей кожей.
Узор – паутинка света –
в ладонях, и ртуть зеркал
Дрожит, наготу апреля
случайно приняв за пошлость.
Но дело ведь не в апреле,
а в нас… Под скорлупкой льда
Душа зарастает пылью.
Не жалко ли так – бездарно?
И бабочкой-акварелью
я дерзко вспорхну с холста,
Расплавлю бесплотность крыльев
и всю свою суть – в Янтарном…

Публикуется по буклету: «Заседание № 183 секции поэзии РМСП. Ульяна Труханова. СПб., 2009». Составление и компьютерное оформление буклета – Д.Н. Киршин

Заседание № 182 <Все заседания> Заседание № 184