Рецензия на подборку стихов Андрея Гришаева
Представленная подборка стихов оставила двойственное впечатление. С одной стороны, автор обладает оригинальным взглядом на мир, несомненно присутствие поэтического дара, стихи обладают не только внешним, чисто техническим, но и внутренним ритмом. С другой стороны, Андрею Гришаеву присущи многие «ошибки молодости», характерные не столько для не сложившегося поэта, сколько для не сформировавшейся личности. Часто оригинальность подменяется оригинальничанием, стихотворение рассыпается на набор фраз, встречается чисто юношеская трактовка тем и образов.
Учитывая перспективу творческого развития автора, рецензент постарался дружески, но критически подойти к представленным стихам, то есть «не оставить камня на камне».
1. Технические огрехи
Плохая рифма встречается чаще, чем хотелось бы: «пошутить – решить»; «подобрал – поднял» (к тому же – неправильное ударение); «оставил – поставил» (однокоренная!); «прибрал – зашагал»; «мешать – шагать»; «шагал я – прибежала»; «натурально – визуально»; «такое – ты роем»; «пора – весна»; «на ветру – не пойду»; «рукаве – себе»; «пятно – пальто»; «синенькими штампами – беленькими лампами».
Автором совершены следующие характерные стилистические ошибки:
1) смешение совершенной и несовершенной форм глагола в однородном перечислении:
«Я сяду на скамейку…
…………………………
И старые еврейки
Не знают, что к чему…»
(надо – «не узнают»);
2) смешение личных и безличных форм в однородном перечислении:
«Весна. Я чуточку растерян.
И сердобольный старичок.
И толстозадый лысый мерин…»;
3) неправильное соотнесение существительного и личного местоимения:
«Лежал забытый кем-то шанс,
Лежал и корчился от боли:
Живот хозяину вспороли –
Он невезуч был…»
(Кто «невезуч» – шанс, живот или хозяин?)
Некоторые фразы звучат не по-русски:
1) «Шепча заветные с детства слова…» («с детства» – не вписывается в общий лексический ряд, так нельзя);
2) «…отдавалась… касте
2) Свиней и жрецов пополам…» (по смыслу – не «пополам», а «в равной доле»);
3) «И полёт наяву, как альтернатива для сна…» (надо – «альтернатива сну», то есть чему-то).
Порой встречается неудачная инверсия, например:
«Что радуга не добрая, а злая та была…»
Манера написания стихов А. Гришаевым допускает ритмическую неоднородность, однако иногда сбои ритма всё же режут слух:
«Надо тебе побежать на край Света…» (много ударных слогов подряд);
«На небе всего мало…» (начало должно задавать ритм);
«После работы, летним днём…» (начало должно задавать ритм);
«Вдалеке чей-то голос
Раздался из помойки…»;
«Рукой безжалостной поднял…»;
«Старушки, собравшись по троечке…»
Следует отметить несколько «цепляющих» сочетаний слов:
«Но стал злее теперь я…»;
«Стал вдруг весь я прозрачным…»;
«Когда он завтра так кутнёт…»;
«Сжался, как калачик…»;
«Враз замолчал, оробев…»
2. Замечания общего плана
Обнаружены следующие «отступления» от логики:
1) «И в окружающей среде
1) Осталось лишь одно бы место –
1) На нём поставил бы я кресло,
1) Построил дом бы на воде…»
Кресло, очевидно, ставится прямо на воду…
2) «Распяли… мальчика…
2) Повисел, покорчился минут пять
2) И вдруг воскрес. Только его и видели…»
Не совсем понятно, когда же он успел умереть?
Цинизм и вульгарность не украшают ни стихи, ни их автора:
«Под трёхваттным сияньем штампованных глаз…» (стихотворение целиком);
«Не повезло ему… Подох…»;
«Намотав на ус профиль Сталина,
Христа и других знаменитостей…»;
«Хозяйка же дома, скотина и мразь…»
Рецензентом найдены следующие «юношеские завихрения»:
«Надо тебе побежать на край Света,
Там увидишь много забавных чудес…»;
«Ну, на фиг это звёзды…»;
«Ура! Я снова на родине.
Я снова могу носить тапочки…»;
«Трофейное солнце подпорчено.
Нефиг брать было самое крупное!..»;
«Валили люди из завода,
Кричали: славно мы кутнём!..» (надуманно, к тому же – «с завода»);
«Лежали б тёплые, нагие…» («нагие» – определение не для быдла);
«Воздух тревожит скрипучая скрипка.
Бьются народы. Растёт борода…» (борода – ни при чём, ради рифмы или хохмы);
«Расправив могучие крылья…» (эпитет «могучие» – ради хохмы).
По-моему, «наметился» большой разрыв мысли между третьей и четвёртой строфами в стихотворении «Глаза свои лежать оставил…».
Слова «приватизация», «беспредел», «падла» – спецтерминология и воровская «феня» – не для поэзии. Слова типа «аж», «враз» – специфически разговорные, их надо применять тогда, когда хочешь снизить уровень подачи темы, а не всюду и подряд.
3. Условная классификация стихов
3.1. Стилизация и заимствование интонаций – в двух стихах:
«Добрая радуга и злая собака» (Саша Чёрный);
«Не повезло собачке
Такие вот, такие вот
Такие вот дела…» (Это концовка того же стихотворения о собаке и радуге – «смесь» Демьяна Бедного и Александра Галича);
«На моей стене поселилось пятно…» (Владимир Маяковский).
3.2. Бессмысленное оригинальничание – в четырёх стихах:
«Весна. Я чуточку растерян…»;
«Природа – сложная машина…»;
«За окном серый дождик…»;
«На небе всего мало…».
3.3. Простой набор слов – в пяти стихах:
«Сторылое тысячемордие…»;
«Кому-то хочется заснуть. Надолго…»;
«Стук шагов. Скрипит дверная ручка…»;
«Когда пробуждаются праздник и звуки…»;
«Я не засну, пока в этом окне горит свет…».
3.4. Юношеский уровень мыслей – в пяти стихах:
«Под перевёрнутой монетой…»;
«Нету тары»;
«Сяду я в свою машину…»;
«Глаза свои лежать оставил…»;
«После работы, летним днём…».
3.5. Циничное стихитворение:
«Под трёхваттным сияньем штампованных глаз…».
3.6. Не прописанные – 2 стихотворения:
«Под синими масками…» – хорошая идея, однако лексически не выдержано до конца: «пудра», «монстры», «сдохну», «пасти» – не детская лексика;
«Закончилась недавно ссылка для Солнца…» – многие фразы выпадают из общего ряда, стихотворение рассыпается.
3.7. Затянутые – 7 стихотворений:
«Желудок урчит съеденным соловьём…»;
«Слепой аист незрячей ходулей…»;
«Лежали губы на тротуаре…»;
«Яков Иванович Зверев…»;
«Жёлтое-жёлтое-жёлтое-жёлтое…»;
«Перекрещение огней…»;
«Две пигалицы…».
3.8. Хорошие стихи (по-моему, небывало много – 5 штук):
«Боже! А почему глаза ваши светятся?..» – пройдено по грани, что очень сложно для подобных стиля и темы;
«Больница. Тумбы в ряд и коечки…» – очень выразительная зарисовка;
«Ботинок, наступивший в лужу» – остроумно и образно;
«Ах, не спрашивайте даже…» – выразительный образ, характер прописан;
«На морском берегу…» – остроумная, выразительная зарисовка.
Таким образом, в случае сокращения и технической доработки, следует отнести в актив Андрея Гришаева 12 стихотворений.
4. Вместо напутствия
Один из основных недостатков представленных стихов – общее «недержание» стиля.
Увлечение маргинальной тематикой свойственно многим молодым авторам, черпающим творческие силы в субкультуре рока. Я бы определил стиль Андрея Гришаева как рок-футуризм. Желаю автору как можно скорее избавиться от экстремистских по сути способов изложения мыслей (в стиле Владимира Нестеровского), уйти от наркотического восприятия мира.
В заключение рецензии – вместо пародии –
Рождественский натюрморт
Покойный гусь поник над луком.
В глазах – чеснок и ностальгия.
Укропом взяты на поруки
Три сельди пряные, нагие…
Вино в объятиях фужера.
Детьми засиженная скатерть.
Как тонко резанная жертва –
Копчёный сыр. Свеча в томате.
Тупой гарпун из мельхиора
В салат вошёл до сердцевины.
Грибы. Горчица. Помидоры.
И мандарины, мандарины…