Рецензия на подборку стихов Дмитрия Голянского
Поэзия Дмитрия Голянского произвела на меня двойственное впечатление. С одной стороны, автор поэтически одарён, обладает вкусом, знает, о чём хочет сказать. Его стих внутренне ритмичен, содержит запоминающиеся фразы и образы. С другой стороны, навыки стихосложения не отточены, очень много смысловых и лексических огрехов; рифма иногда просто плоха, отдельные слова выпадают из общего поэтического ряда. Стих распадается порой на строки, которые не составляют единого целого. Но главное: призраки бродят по стихам Голянского – призраки Лермонтова, Есенина, Высоцкого.
Именно вследствие перспективности поэта Дмитрия Голянского, а не по причине скверного характера рецензента, подробно остановлюсь на слабостях представленной поэзии. Надеюсь, автор поймёт мой «порыв», помня английскую пословицу: «Пожалеешь розгу – испортишь ребёнка».
Плохие рифмы встречаются чаще, чем хотелось бы: «твой – мой», «столе – ко мне», «лет – лет», «наверх – вверх», «увидишь – завидишь», «было – было», «ты – ты», «кистени – железом», «ухабы – кровавый», «свивают – скрываем», «смиренье – последний», «кричат – стоят», «свет – рассвет».
В стихах встречаются сбои ритма:
«Или не видишь тех просторов,
Или не слышишь песни той?..» («На холме»);
«Или печально вспоминает…» («На холме»);
«Когда мир смятенный рухнет…» («Обращение к жизни»);
«Хотя блещут зарницы ночные…» («В закоулках души»);
«Пока блещут зарницы ночные…» («В закоулках души»);
«Пока ноги мои не истерты…» («Памяти В.С. Высоцкого»);
«Где на всех – одна радость-отрада –
Одна стойка, четыре стола…» («Таверна»);
«Белый путь прочертит самолёт…» («Таверна»);
«Твоя тихая улыбка…» («Вечерний сон»);
«Она смотрит озёрами выцветших глаз…» («На рубеже»);
«На пропитанный солью зачерствелый хлеб…» («На рубеже»);
«Мы уходим. И век уйдёт с нами…» («На рубеже»);
«Ещё тёплый уголёк…» («Похмелье»);
Иногда из-за неправильной ритмики даже искажается смысл сказанного:
«Но внутри уже песни и пляс…» («Таверна»).
Главным недостатком, помимо вторичности поэтической интонации, является небрежность в обращении с русским языком и потеря логических связей между строками и строфами одного стихотворения.
Следующие строки и словосочетания звучат не по-русски:
– «И Божий лик на ходе крестном…» (на крестном ходе нет никакого лика);
– «Апостолам дар воздает…» (воздавать можно за что-то, а не что-то);
– «Ты глядишь на часы – полвосьмого…» («полвосьмого» – не литературная, разговорная форма, надо: «половина восьмого»);
– «У души закололо в груди…» (у души нет груди, в ней не может заколоть);
– «Доставая засаленный пропуск,
– Растворяясь в толпе голосов,
– В восемь сорок уж ты на работе…» (классическая стилистическая ошибка: «доставая пропуск, ты на работе»);
– «Сколько ж время? Усевшись в автобус…» («Сколько ж время?» – не литературная, примитивно-разговорная форма, надо: «сколько ж времени», а лучше (литературно) – «который час»);
– «Здесь отсутствие жизни нисходит на нет…» (надо: «сходит на нет»; к тому же, не совсем ясно, зачем такое вычурное выражение простой мысли: «здесь нет смерти»);
– «Обалдевших вокруг вечного костра…» (как это представляет автор: обалдеть вокруг чего-либо? К тому же, ударение – вокруг);
– «Под холод улиц, домами стёртых,
– Ты мне сказала, волнуя кровь…» (сказать под холод улиц – не по-русски, бессмыслица);
– «То ли что-то обманулось
– Для меня…» (оборот «обманулось для» – не по-русски);
– «Тихий дом, чего ты прячешь?..» (надо: «…что ты прячешь?..»);
– «Чтоб она звенела, как на церкви звон…» (звон может быть над церковью, в крайнем случае – в церкви, но не на ней);
– «Подойди, посмотри, кто там правит игру…»
и далее:
– «Правит злое новоселье…» («новоселье» можно справлять, править «ходом игры» или, например, «править бал»);
– «И пролились молочные реки…» («пролиться» могут дожди, ссылка на народную лексику не спасает);
– «Там, где только Солнце ходит
– И горит дотла…» (дотла можно «сгорать», а не «гореть»);
– «Чужие голоса берут фальцет…» (фальцет – не нота, а тембр; голоса могут «петь фальцетом» или «высоко звучать»).
К языковым неточностям следует отнести следующие строки:
1. «Но порой мятежный дух
1. Заиграет, как предатель,
1. Будит совесть, режет слух…»
Это как: «дух… режет слух»?
И далее: «дух… выйти хочет из тоски родных квартир». Почему «квартир» – во множественном числе?
2. «А на грустном пепелище –
2. Только тлеет огонёк,
2. Одинокое жилище
2. Да печали холодок…»
Строки воспринимаются не как элементы перечисления и не как противопоставление, а как нарушение логики: «На пепелище… одинокое жилище» (надо полагать, несгораемое), «Тлеет… печали холодок».
3. «Голова где-то там, на отлёте…»
Это как: «Голова… на отлёте»? Да ещё: «где-то там» – это где?
4. «День своё заберёт на восходе, поверь…»
Что «заберёт день»? Надо по смыслу: «день своё возьмёт».
5. «Вкус земли на устах, а на сердце
5. Вновь поют отходную наверх…»
Нельзя «петь отходную» на сердце.
6. «Только тропы не ждут заклинаний…»,
6. «Только сердце не обманет
6. Эта грусть…»
Получается двусмысленно – вследствие использования слова «только».
7. В стихотворении «Мариинская больница»: «Как и там», «Как и им» – не вполне благозвучно звучит.
8. «За оградой тишина, и месяц ясный
8. Освещает те скамьи, где он сидел…»
На каких скамьях сидел «месяц ясный»?
9. «Сердце не обманет
9. Звон твоих оков…»
Кто кого «не обманет»? сердце – звон? или звон – сердце?
В следующих фрагментах, по-моему, имеют место разрывы мысли (обозначены пунктиром), нарушающие стройность изложения:
«И вот на сердце тяжело,
А телу холодно с похмелья.
----------------------------------------
Не оттого ли так тепло
Мне после первой рюмки зелья?»;
«А жизнь течёт по мостовым,
По переулкам и бульварам.
----------------------------------------
Автомобилей жёлтый дым
Да пелена густого пара»;
«Ветер рыщет по крышам, как загнанный вор,
Но его не поймать в свете этом.
----------------------------------------
Но не нужно стучаться в закрытую дверь
И смотреть в очи чёрные окнам…»;
«Мы с утра играем в матери и дочки,
----------------------------------------
Кровью истекаем, прячемся в себе…»
По-моему, в следующих фразах нарушена логика изложения; по крайней мере, они являются весьма спорными:
1. «Кругом свистит и гулко стонет
1. В оврагах ветер-лиходей.
1. Здесь странник посох не уронит,
1. И беса ангел не изгонит
1. С пустых, безлюдных пустырей…»
Если дело происходит «в оврагах», то непонятно, откуда взялось: «Здесь… не изгонит… с… пустырей».
2. «Ведь есть одна тропа – по краю,
2. Оттуда Русь видна святая…»
Получается, что Русь – за краем, то есть – в бездне. Тогда почему Русь святая?
3. «…Встаёт луна. Поддержим хором
3. Её таинственный покой…»
Покой и впрямь таинственный, если его можно поддержать «хором» – хором можно, скорее, разбудить, чем «поддержать покой».
4. «Взмах меча – р-раз – и нету земного!
4. Лишь овраги, курганы, гробы…»
Овраги, курганы, гробы – тоже «земное».
5. «Под звон гитары и свист ботфортов…»
Что за «свист ботфортов» – как-то не доводилось слышать…
6. «Под ледяной простыней
6. Дерзкой распятой рукой
6. Сын указал на восток…»
Что за «распятая рука… под ледяной простынёй»? Почему сын указывает на восток под ледяной простынёй?
Позволю себе также несколько «придирок». Впрочем, советую не читать по диагонали следующий раздел рецензии – быть может, такие советы пригодятся в будущем.
1. «Молюсь я ветру, как иконе…»
«Молятся», скорее, Богу и святым, а не иконе.
2. В стихотворении «На холме» дважды встречается слово «ветр», что воспринимается как технический брак.
3. В стихотворении «Поэт» слова: «И уже совсем не стыдно, что порыв его потух…» – звучат совершенно по-детски.
4. «На сердце терновый венец…»
Почему венец «на сердце»?
5. «Где скалятся древние боги
5. С порталов в золе вековой…»
Почему порталы (или боги) «в золе»?
6. Почему в названии «Утро простого человека» слово «простого» – без кавычек?
7. «Ветер сдул с табурета записку…»
Откуда в утренней квартире ветер?
8. «Ты… сейчас одинок, как вдова…»
Очень сомнительное сравнение: «одинок, как вдова» – смешение родов; к тому же, вдова может быть «весёлой».
9. «Но уже не свистят топоры…»
Как топоры могут «свистеть»?
10. В стихотворении «Таверна» происходит смешение религиозных течений: «Спас» – православный праздник, но на нём поют «последний псалом».
11. В стихотворении «В закоулках души» семь раз встречается слово «ветер» и его производные – многовато для одного произведения.
12. «Бьются ставни о выступы крыши…»
Что за «выступы крыши»?
13. В стихотворении памяти В.С. Высоцкого строка «Трудно петь, сидя в старой теплице» выпадает, не совсем понятен образ – к чему это? Или здесь – не известная рецензенту цитата?
14. «И сокрыть под собой наш удел…»
Рецензенту не понятно, о чём здесь говорится. Как можно «наш удел» сокрыть, да ещё «под собой»?
15. «На дома, как на сельские спины…»
Что за «сельские спины»?
16. «Так забудь, невеста,
16. Про свою печаль.
16. Заплати за место,
16. Наплевать, что жаль…»
Рецензенту непонятно, что хотел сказать автор, как связаны первые две строки приведённой строфы с последними двумя.
17. «Прячет в солнечные сети
17. Тихий дом…»
По-моему, в сети «прятать» нельзя.
18. «Здесь тепло, но странно очень
18. У окна…»
Из контекста не понятно, почему у окна «странно очень».
19. «Жизнь – всех сует суета…»
А бывает «не всех сует суета»?
20. «И не вернуться назад –
20. Как не плеснуть через край…»
Через край плеснуть проще простого, так что смысл сказанного – прямо противоположен желаемому.
21. «К жизни с шипами из роз…»
Что за шипы делают «из роз»?
22. «Сына узнает Отец,
22. Дав ему новый венец…»
Наверное, по смыслу всё же порядок событий другой: «Сына узнает Отец – и даст ему новый венец».
23. «На обломки эпохи век выдохнул весь
23. Свой остаток вселенской блевоты…»
По-моему, «выдохнул… весь свой остаток… блевоты» звучит неестественно странно.
24. «Кони, вёрсты, распятие ветхой вдовы…»
«Распятие ветхой вдовы» – звучит двусмысленно.
25. «Кто-то тихий горько плачет,
25. Отбывая тихий срок…»
Что за «тихий срок»?
26. «Словно что просочилось нечаянно
26. На поля через сетку дождей…»
«Просочилось… через сетку дождей» – звучит вычурно и не вполне понятно.
27. «Крик ворон, как земной благовест…»
Очень сомнительная метафора. К тому же рифма – «благовест».
28. «В чьём-то сердце рождая шаги…»
Строка звучит вычурно и не совсем понятно.
29. «Светлая, с тихим взглядом,
29. Смерть замела следы.
29. Рядом, безбожно рядом
29. Омут святой воды…»
Не совсем понятно, что хотел сказать автор. При любой трактовке православия «святая вода» не может ассоциироваться с «безбожием».
30. «И в голосах угас какой-то свет…»
«В голосах угас… свет» – звучит вычурно.
Немного скажу о тематике представленных стихов. Тема пьянства в поэзии Дмитрия Голянского развита широко и разносторонне. Подстать ей тема «русской грусти». Конечно, хотелось бы увидеть более широкий диапазон поэтических интересов автора – вероятно, это придёт с возрастом, в процессе дальнейшего формирования личности поэта. Автор должен помнить, что сложившимся можно считать только поэта, использующего всё разнообразие литературных изобразительных средств.
Конечно, было бы несправедливым не указать на достоинства поэзии Дмитрия Голянского. Следующие строки весьма удачны и, по мнению рецензента, должны служить поэтическими ориентирами дальнейшего развития автора:
«Где все мы ещё не готовы
Открыть в себе раны Христовы,
А странникам больно за нас…»;
«Шесть часов, шестьдесят километров –
И исчезнет крестьянская быль…»;
«Здесь всё просто, как на свадьбе скоморохов,
И тревожно, как на их похоронах…»;
«Если будет тошно, мы умрём со скуки,
Если будет страшно, встанем у икон…»;
«Когда мы были чуть-чуть моложе,
И ночи были чуть-чуть длинней,
Мы повстречались в девятой ложе
В забытом театре среди людей…»;
«Бесконечной, безначальной
Неприкаянной души…»
Из подборки, по-моему, существенно выделяются (даже с учётом необходимых доработок) два стихотворения: «Это всё неспроста…» (Памяти В.С. Высоцкого) и «Дорога». Здесь автор проявил задатки поэта, владеющего ритмикой и умеющего выстраивать интонационный и образный ряды.
Желаю Дмитрию Голянскому скорее «переболеть чужой интонацией», в полной мере обрести свой голос в русской поэзии.