А.Г. РАСКИН
Ощущение Санкт-Петербурга как эманации поэзии
Санкт-Петербург рождён поэтическим вдохновением своего основателя – Петра Великого. Созидание Санкт-Петербурга диктовалось не только его географическим положением, как точки соприкосновения Востока и Запада, но и вдохновенной мечтой о выходе в морские и океанские просторы.
В современном мегаполисе, каким в наше время является Санкт-Петербург, явственно ощущаются извечные ветры морских странствий, наполнявшие паруса военных кораблей и торговых судов. Ветер моря стал одним из побудителей ритмов поэзии, посвящённых городу на Неве. Звучание волн царственной Невы и связанных с ней рек и каналов стало лейтмотивом стихотворных произведений и подсказанных ими песен, симфоний и балетов. Во все времена, с первых лет существования морской столицы России, проявлялся дух творчества, которым пронизаны все петербургские строки поэтов многих поколений.
Задача моего выступления состоит не в том, чтобы напомнить о стихах и поэмах, посвящённых Санкт-Петербургу, а в том, чтобы обратить внимание на те импульсы, которые рождают духовную наполненность и эмоциональность петербургской поэзии. Кроме того, эти же источники предопределили своеобразие петербургской поэзии, её образный строй, в равной степени в лирическом и эпическом плане.
Фокусом петербургского зодчества, его объёмно-пространственной композиции является ансамбль Петропавловской крепости. Здесь лаконично воплощён мотив противоборства гранита, крепостных стен и бастионов со стихией воды – течения Невы, укрощённой гранитными берегами. Это сказывается в ритмике стихотворений петербургских поэтов, в их строгой форме, подчиняющей буйство чувств и эмоциональное половодье. Вода включает в архитектонику города просторы неба, отражая движение облаков, отсветы зарниц, свечение звёзд. Такая особенность также вошла в поэтику города, слитую с водой и небесной ширью.
Неисчерпаемым источником вдохновения для петербургских поэтов являются белые ночи. Их загадочное свечение, бездонность и бесконечность органически вошли в плоть петербургской поэзии, придав ей во многом мистическую загадочность, магическую силу, колдовское очарование.
Сильнейшее воздействие на воображение поэтов Санкт-Петербурга оказывают туманы. Они поглощают объёмы зданий, гасят цвет фасадов рядовых и дворцовых строений и, внезапно расступившись, дарят неожиданное новое ощущение того, что в обыденной жизни не вызывало эмоционального трепета. Туманы волшебным образом преображают привычные пейзажи города, изменяют его фактуру и рождают неожиданные эффекты преображения привычного.
Источниками свежести и света, которыми пронизываются поэтические строки, служат петербургские морозы и метели. Они дарят метаморфозы всему видимому предметному миру, создавая впечатление, что незримый живописец изменил общую тональность архитектурных пейзажей, чтобы поэты сумели найти новые образы и отвечающие им словесные сочетания.
Разнообразные художественные решения фасадов умножают поэтическое восприятие города. Они кажутся живыми страницами истории, каждая буква-образ которой обретает значение символа, требующего поэтической расшифровки. Особую роль в беседе фасадов и поэтов играют лепные лики. Их взоры проникают в душу, вовлекая в безмолвную беседу веков между собой.
Иероглифами времён служат ограды и решётки. Их узоры подобны стихотворениям, написанным языком металла, покорного искусству художников. Торжественность, звучащая в стихотворных посвящениях Санкт-Петербургу как городу-воину и герою, порождается в поэзии величавыми триумфальными арками, скульптурами воинов и полководцев и воинскими эмблемами на фасадах дворцов и гвардейских казарм.
Своего рода триумфальными арками, воздвигнутыми над водами рек и каналов города, служат мосты. Не случайно, что эти образцы архитектурного и инженерного творчества послужили посылом вдохновенных строк, наполненных глубинными духовными импульсами.
От Пушкина в нашей поэзии идёт тема Петербурга – града Петрова, пронизанного ощущением ликования человеческой воли и победительного героизма. Источник этого пушкинского посыла – золочёные шпили и сверкающие купола. Каждая поэтическая душа не может не откликнуться на взлёт шпиля храма Петропавловской крепости, Адмиралтейской иглы, куполов Исаакиевского и Никольского соборов, подобных шлемам древнерусских воинов.
С этими образами связаны впечатления от Санкт-Петербурга как военно-морской столицы. Об этом напоминают статуи Нептуна, тритонов, аллегорических фигур рек, барельефы якорей, Ростральные колонны. Они подсказали поэтам строки, в которых звучат мотивы морских побед.
От архитектурного облика Санкт-Петербурга в поэзию вошла тема колоннад, ритмически и пластически акцентирующих фасады. Колонны стали одним из петербургских знаков в сплетении стихотворных строк, рождённых на берегах Невы. Санкт-Петербург увенчан парящими ангелами, аллегорическими скульптурами, колесницами Славы, квадригами Аполлона. Они также вошли в образную ткань петербургской поэзии как один из существенных элементов.
Листая антологию петербургской поэзии, то и дело встречаешь образы, подсказанные изваяниями Медного всадника, императоров, декоративных коней Аничкова моста и Манежа. Санкт-Петербург изначально формировался как город великой веры в благоволении к нему божественного промысла. Он начался Петропавловским собором и храмами монастыря Александра Невского и обозначил каждый период своего бытия церквами и храмами, посвящёнными Всевышнему, Иисусу Христу, Богоматери и святым подвижникам. Естественно, что поэзия обращалась к ним со стихотворными молитвами и поклонениями «в минуту жизни трудную». Кресты и купола всех верований духовно помогали защищать небесную твердь над осаждённым городом и его жителями.
Санкт-Петербург с первых лет существования прославился своими садами и парками. Обширную книгу могут составить стихи, посвящённые Летнему саду, в неё вписаны строки самых великих поэтов России. Можно сказать, что ожерелью дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга соответствует ожерелье поэтических произведений. В каждом из них именно поэты нашли основную духовную и образную суть, запечатлели её в слове. С садами и парками Санкт-Петербурга связаны ансамбли мраморных и бронзовых скульптур, охватывающих своим смысловым значением всю широту мировой цивилизации и истории. О вечном движении природы напоминают включённые в садово-парковые ансамбли реки, пруды, озёра и особенно фонтаны. В этом смысле царственно выделяется ансамбль Петергофских фонтанов и каскадов. Их симфоническому звучанию и рисунку возносящихся струй и низвергающихся потоков созвучны вдохновенные строки многих замечательных поэтов.
Санкт-Петербург как источник поэтического полёта – неисчерпаем так же, как святая неупиваемая чаша. Нет сомненья в том, что он подарит радость творчества многим грядущим поколениям.